ФАКТОРИНГ как финансовый инструмент | Что это такое и как заключить договор

Предоставлять услуги по факторингу могут не только Банки и банковские подразделения, но и факторинговые компании. Выбор партнера или финансового агента должен основываться не только на стоимости услуг, но и на основе размеров мощностей, инструментов и рычагов, которыми он располагает.

Так, если продавец реализовывает свой товар и/или услуги на небольшой территории, то можно выбрать локальную компанию или Банк. Но если деятельность поставщика охватывает несколько регионов, то важно, чтобы представительства факторинга были в местах расположения потенциальных покупателей – так будет эффективнее и быстрее возвращать дебиторскую задолженность.

Схема реализации факторинга

1. Продавец оказывает услугу или поставляет товар покупателю и предоставляет ему отсрочку платежа;

2.Продавец уступает право требования платежа на основании заключенного с банком факторингового договора

3.Банк выплачивает продавцу (клиенту) 70-90% от суммы сделки, в виде предоставления кредита, но не более чем на 180 дней

4.Покупатель оплачивает товар или услуги, но уже не продавцу, а на счета банка

5.Банк возвращает оставшуюся сумму по сделке продавцу за вычетом своих доходов (комиссия и проценты).

Виды факторинга

1. По количеству: Прямой – один фактор; Взаимный – более одного фактора.

2. По возмещению недостающих средств: с регрессом – в случае, если возможность взыскать задолженность с покупателя будет отсутствовать, продавец должен будет возместить недостающие суммы банку; без регресса – продавец не обязан возмещать убытки банка по невозможности взыскать задолженность с покупателя.

3. По принадлежности к стране: внутренний – все три участника являются резидентами одной страны; международный

4. По наличию уведомления дебитора: закрытыйоткрытый – отправляется уведомление покупателю

5. По времени действия: реальный – денежное требование уже существует; консенсуальный – относится к будущему требованию.

6. По способу финансирования: с финансированием – фактор предоставляет продавцу денежные средства; без финансирования – фактор предоставляет только услуги по взиманию и мониторингу дебиторской задолженности путем взаимодействия с покупателем.

Размер комиссии Банков зависит от вида факторинга, суммы задолженности, степени риска и объема необходимых мероприятий по взиманию долга. В среднем эта цифра составляет 15-20% от суммы сделки. Кроме комиссии фактор взимает еще и процент за кредитование (кроме факторинга без финансирования). Проценты начисляются ежедневно на текущую задолженность до ее окончательного погашения, а ставка в среднем на 1, 5-2, 3% выше, чем на краткосрочный кредит бизнесу.

Преимущества факторинга для клиента

1. Ускорение скорости оборота капитала и получения прибыли

2. Увеличение и ускорение товарооборота, повышения своих конкурентных преимуществ на рынке

3. Снижение рисков при предоставлении отсрочки;

4. Получение краткосрочного беззалогового финансирования, то есть, нет необходимости передавать в залог имущество, как например, при кредитовании, коммерческой ипотеке или лизинге

5. Более гибкие условия работы по погашению и лонгации сделки

6. Факторинг более доступный, чем кредит, так как анализ состояния клиента и его платежеспособности значительно упрощен

7. Задолженность погашается за счет поступлений покупателя

8. Не ограниченный размер финансирования и может расти с ростом объемов продаж

9. Бессрочен.

Наряду с преимуществами существуют и отрицательные моменты и даже риски факторинга, к которым относят

1. Высокую стоимость таких операций

2. Фиксированные условия фактора

3. Риск выбора некорректного вида факторинга, что может привести к большим затратам

4. Риск потери торговой репутации, в случае если фактор слишком агрессивно будет требовать погашение задолженности у покупателей и пр.

Эффективность применения данного финансового инструмента напрямую зависит от выбранного вами партнера. При этом необходимо помнить, что правильно выбранный вид факторинга позволит еще более снизить риски и конечные затраты на его реализацию.

Также особое внимание необходимо обратить на договор. Он должен быть прозрачен, не содержать скрытых комиссий, сомнительных условий и соответствовать, выбранному виду факторинга. Только в таком случае эта программа позволит оптимизировать процесс и, как следствие, увеличить прибыль.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *